Богословский краевед

Из истории Надеждинского цирка (часть 1)

Новости и публикации
Городской цирк. 1930-е гг.
Городской цирк. 1930-е гг.

В 1920-1930-е годы одним из самых любимых развлечений жителей Надеждинска (ныне – город Серов) было посещение цирка, здание которого находилось на углу нынешних улиц Кирова и Зелёной. На протяжении многих сезонов здесь давались разнообразные представления, которые собирали многочисленных зрителей и пользовались огромным успехом. К большому сожалению, сохранилось очень мало документов, которые могли бы помочь восстановить историю нашего цирка. Основным источником, в котором можно найти информацию о нём, является городская газета «Пролетарий», выходившая в Надеждинске – Кабаковске в 1930-е годы. Она публиковала в основном рекламные объявления о представлениях, в нескольких номерах газеты можно найти рецензии на выступления артистов, подписанные «Невский» и «Г.К.» (очевидно, это псевдонимы). Тем не менее, на основе этих материалов и воспоминаний можно составить представление о нашем цирке.

Ещё до революции в Надеждинске существовал частный цирк Павлова(1). После окончания Гражданской войны его национализировали, однако работа цирка была малоуспешной. Такое положение сохранялось до 1930 года, когда прогоравший Надеждинский цирк возглавил Кристап Кристапович Вейланд-Шульц. Шульц – один из самых знаменитых российских спортсменов начала ХХ века. В жизни Надеждинска он оставил довольно заметный след, поэтому стоит остановиться на его биографии подробнее.

Здание цирка с внутренней стороны
Здание цирка с внутренней стороны

К.К.Вейланд-Шульц родился 2 декабря 1885 года на хуторе Граверы Добленского уезда Курляндской губернии (теперь территория Латвии) в семье латышского крестьянина. С 1899 года работал подручным кузнеца, затем путевым обходчиком на железной дороге. В 1902 году в 17-летнем возрасте впервые принял участие в местных соревнованиях по поднятию тяжестей, где занял первое место, был награждён серебряной медалью «Сила и доблесть» и денежным призом 5 рублей. Затем он уехал на заработки в Ригу, устроился на механический завод братьев Клейн подручным кузнеца. Начал заниматься спортом (поднятие тяжестей) во «Втором атлетическом обществе» Риги. В 1905 году за участие в забастовках был уволен с завода и остался без работы.

Обладая огромной физической силой, Кристап Кристапович стал демонстрировать поднятие тяжестей в цирке. По совету известного в то время спортсмена Ивана Романова, вместе с которым тренировался в атлетическом обществе, он переключился на популярную в начале XX века французскую борьбу (позднее она стала называться классической или греко-римской). С 1906 года занялся профессиональным спортом и выступал в соревнованиях по французской борьбе. В том же году на турнире в Риге завоевал свою первую борцовскую награду. В 1908 году впервые приехал в Германию, где многие воспринимали его как соотечественника. Здесь он добился побед на турнирах в Кельне, Мюнхене, стал чемпионом Германии в легком весе на турнире, проходившем в Гамбурге. По рекомендации организатора чемпионата Георга Луриха Кристапу Вейланду присваивают псевдоним «Шульц», ставший впоследствии частью его фамилии. Вейланд-Шульц был семикратным победителем представительных международных турниров. В некоторых материалах они ошибочно называются чемпионатами мира. Скорее всего, это были крупные представительные турниры, которые в рекламных целях организаторы называли мировыми чемпионатами. В списках победителей официальных мировых первенств того времени – ни любительских, ни профессиональных – фамилия Вейланда-Шульца не значится. В 1917 году он победил на чемпионате «Свободной России» в Киеве. Выступал на соревнованиях с такими прославленными российскими борцами, такими как Иван Поддубный, Иван Заикин, Иван Лебедев (Дядя Ваня) и другие. Шульц был равен этим звездам борьбы по титулам, превосходил многих из них по технике и уступал лишь в одном качестве – весил на 20-30 килограммов меньше своих соперников.

Авторитетный в России журнал по атлетизму «Геркулес», издаваемый популяризатором спорта И.В.Лебедевым, писал в одном из номеров: «Кто не видел Шульца, тот не видел настоящего фейерверка приемов! Смел – до безумия. Силен – до нельзя. Быстр – до умопомрачения. Ловок – до невозможности. Латыш из Риги и бог легковесов». В 1912 и 1913 годах Кристап Кристапович становился победителем Международного конкурса по красоте и атлетическому совершенству фигуры «Мистер Европа» (говоря современным языком, чемпионом континента по бодибилдингу). Открытки с изображением Вейланда-Шульца, секс-символа того времени, одетого лишь в фиговый листок, пользовались огромной популярностью у барышень Российской империи.

После революции в 1919-1922 годах он занимал должность инструктора Всевобуча при Подольском полку Особого назначения, в 1922-1923 годах был безработным. В 1923 году в Москве на 1-м Всемирном чемпионате борьбы завоевал первое место и приз 3000 рублей. Тогда же получил направление на работу в цирк борцом-профессионалом. В 1925 году Шульц завершил спортивную карьеру и полностью посвятил себя цирковому искусству. В начале 1930-х годов Управление государственными цирками направляет его в город Надеждинск. Здесь он становится директором цирка и руководит им до 1937 года. Именно его организаторским способностям обязан наш цирк своей успешной работой на протяжении 1930-х годов.

Сезон в цирке начинался обычно поздней осенью, в октябре или ноябре, а заканчивался в конце мая. В течение этого времени почти каждый день в цирке давались представления. Начинались они в 8 часов вечера. В праздничные дни и во время школьных каникул делались специальные детские программы в дневное время. Билеты стоили от 1 до 5 рублей. Можно было купить себе постоянное место на весь сезон, но таким правом могли пользоваться только ударники производства и стахановцы. Кроме основной работы в Надеждинске, цирк регулярно совершал гастрольные поездки по всему Уралу. Так, в местной печати сообщается об успешных гастролях по Башкирии в 1935 году, куда цирк выезжал в полном составе. Вместо нескольких недель они по просьбе зрителей затянулись более чем на три месяца. Везде выступлениям надеждинских артистов сопутствовали огромный успех и восторженная встреча зрителей(2).

Об успешной работе цирка говорит и такой факт. В 1934 году за перевыполнение заданий по сбору средств и активное участие в агитационной и культурно-просветительской работе Надеждинский городской Совет удостоил директора цирка Шульца почётного звания «Ударник второй пятилетки». Да и всё время своего существования, как директор, так и артисты вносили часть своих гонораров в местные отделения Госбанка на развитие народного хозяйства. После окончания очередного циркового сезона дирекция заключала договора с артистами на следующий сезон. Таким образом, в течение лета набирался состав труппы, которая к осени съезжалась в Надеждинск. Приглашались артисты самых различных жанров: акробаты, эквилибристы, гимнасты, комики, артисты музыкальных жанров. Ну и, конечно же, гвоздём программы была борьба. Да и как могло быть иначе, если во главе цирка стоял такой великий борец как Шульц!

В течение всего сезона в цирке проводились чемпионаты по французской борьбе, на которые съезжались многочисленные участники. Принимал в них участие и сам Шульц, несмотря на то, что было ему в это время уже под 50 лет. Надо отметить, что цирковая борьба несколько отличалась от настоящего спортивного единоборства. В ней всегда присутствовали элементы театрализации, игры на публику, спортивного шоу. Жалко, что в газетах нет ни одного отчёта о поединках борцов, о том, как проходили эти чемпионаты, кто был их победителем. Сохранились фамилии участников или псевдонимы, которые борцы выбирали себе, следуя моде того времени. Вот кто выходил на ковёр нашего цирка в 1935-1936 годах: Альтон, Юсуф, Федя Ёрш, Юдра, Орёл, Сокол, Гаррисон, Али Бурхан, Томский, Гордеев, Новых, Серденко, Иконников, Алексеев, Мортон, Ярош, Лурье, великан Быков, Светлаков, Русаков, Сепник, Яковлев, Форкаш, Геркис, Нормис, Афанас, Лейнерт, Павлик. Говоря о популярности этого вида спорта в Надеждинске, стоит отметить тот факт, что даже при Дворце культуры металлургов работала секция французской борьбы, которой руководил инструктор физкультуры Николай Титов(3).

О том, как проходили представления в нашем цирке, рассказывает москвич Василий Павлович Титов, детство которого прошло в Надеждинске:

«Цирковое представление состояло из двух отделений. В первом восхищало почти всё увиденное: силачи-акробаты, воздушные гимнасты, канатоходцы, жонглёры, дрессированные животные и, конечно, клоунада. Да что говорить, все номера, за малым исключением, приводили в восторг и удивление, возбуждая желание увидеть показанное ещё и ещё. Во втором отделении, после небольшого перерыва, была французская борьба. Цирковую программу вёл Иван Владимирович Лебедев, прирождённый цирковой артист, а звали его и артисты, и зрители – Дядя Ваня. Он же был и арбитром во время поединков борцов. Начиналось второе отделение парадом борцов. Они проходили маршем, под музыку, делая полный круг по манежу. Затеи начиналась церемония представления. Дядя Ваня называл фамилию борца, откуда он, какой город представляет, его титулы, заслуги и победы. Тот, чью фамилию называл Дядя Ваня, делал шаг вперёд, кланялся публике и вставал на место под бурные аплодисменты зрителей. Ведь у каждого из них был свой кумир, а может быть, и не один. Да и все участники парада вызывали у публики любопытство и восхищение. Представить только, как на манеж выходят человек двадцать борцов-атлетов, с лентами через плечо, с медалями и наградами на них за спортивные победы на ковре. Все здоровые, стройные, с точёными фигурами и горами бицепсов, с квадратными шеями, неизменно воинственные, настроенные на победу. Фамилии некоторых борцов помнятся и сейчас: Али Бурхан (Башкирия), Савва Гурский (Одесса), Мельников (Саратов). Парад закончен. Снова оркестр играет марш и все уходят под аплодисменты. Дядя Ваня объявляет фамилии борющихся пар сегодня, на ковёр вызывается первая пара и начинается борьба. Шульц в параде участвовал только в те дни, когда сам боролся. Поединок вёл агрессивно, не давая противнику опомниться. Он применял самые неожиданные приёмы и неизменно добивался успеха, положив соперника на обе лопатки. В это время Дядя Ваня волчком вращается вокруг борющихся и, убедившись, что противник Шульца на лопатках, даёт свисток об окончании борьбы, берёт руку Шульца в свою, поднимает её и торжественно объявляет: «Победил Шульц, правильно!»(4).

Здесь можно добавить, что иногда перед началом поединков проводились «конкурсы красоты телосложения», в которых принимали участие все борцы, а также желающие из других артистов цирка. Победителя выбирали сами зрители. Накануне больших праздников устраивались различные развлекательные мероприятия. Так, например 31 декабря 1935 года в цирке проводился новогодний бал-маскарад. А все зрители, купившие билет на этот день, участвовали в бесплатной «лотерее сюрпризов» на сумму 750 рублей. Первый выигрыш составлял 200 рублей, второй – 150, третий – 100, ещё семь выигрышей от 25 до 50 рублей(5).

Упоминаемый в воспоминаниях В.П.Титова Дядя Ваня – это ещё одна замечательная личность, чей творческий путь прошёл через Надеждинский цирк. В начале ХХ века он был не менее популярен, чем Шульц. Начинал Дядя Ваня тоже как борец, но наиболее ярко сумел проявить себя в других качествах – как арбитр и организатор чемпионатов французской борьбы, цирковой постановщик и конферансье, актёр, редактор-издатель и журналист спортивных журналов, литератор, артист цирка.

И.В.Лебедев
И.В.Лебедев

Иван Владимирович Лебедев родился 3 мая 1879 года в Санкт-Петербурге. Учился в 7-й Санкт-Петербургской гимназии. В старших классах увлёкся атлетизмом и достиг в этом больших успехов. Свой спортивный путь начал в 1896 году в кружке доктора В. Ф. Краевского, под руководством которого стал гиревиком-рекордсменом и тренером.

В 1901 году, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, И.Лебедев обратился к ректору с проектом организации в высших учебных заведениях занятий спортом. Проект был утверждён Министерством народного просвещения, в университете открылись первые курсы физического развития. Этот день следует считать датой возникновения спорта в высших учебных заведениях России. Заведующим университетских курсов и преподавателем назначили студента Лебедева, которого с тех пор стали называть «профессором атлетики». Затем были организованы кружки в Политехническом и Лесном институтах, других учебных заведениях По подсчётам 1912 года через Лебедева прошло порядка 10 тысяч учеников.

С 1905 года Лебедев – крупнейший арбитр и организатор соревнований французской (классической) борьбы. Он начал проводить российские чемпионаты, ввёл парад борцов, музыкальное сопровождение, амплуа борцов («под маской», «герой», «комик», «злодей» и другие), включал в состав жюри представителей публики и прессы, изменил функцию арбитра, ставшего своеобразным конферансье. Он сам реализовывал образ самобытного славянофильского арбитра из народа — в картузе, поддёвке и сапогах, был не только профессионально опытным судьёй, но и своеобразным посредником между борцами и зрителями.

В 1912-1917 годах Лебедев издавал выходивший раз в две недели иллюстрированный спортивный журнал «Геркулес», лозунгом которого было: «Каждый может и должен быть сильным». Тираж журнала был по тому времени колоссальным. Журнал печатал материалы не только о тяжёлой атлетике, но и о других видах спорта. Писал он и о спортивной жизни любителей и профессионалов, помещал портреты деятелей спорта, печатал корреспонденцию из провинции, хронику зарубежного спорта. Журнал знакомил читателей с рассказами о спорте и цирке русских и иностранных писателей. Сотрудниками журнала были крупные спортсмены того времени: А.Анохин, Л.Чаплинский, А.Петров и другие, писатели А.Куприн и А.Грин. Из иностранных авторов печатали Д.Лондона и А.Конан Дойла. В числе художников, привлечённых к работе в журнале, был В. С. Сварог. Обложка журнала, изображающая античного Геркулеса, была сделана И.Мясоедовым, В 1921 году Лебедев создал Дворец искусств и спорта в Одессе, был наставником известного борца И.Чуфистова, победившего в 1924 году самого Ивана Поддубного.

Иван Владимирович был человеком действительно интеллигентным, интересным и талантливым, и при том талантливым разносторонне. Это была живая энциклопедия в области борьбы и спорта. Юрист по образованию, он знал несколько языков. Читал подлинники литературы на французском, немецком, английском, польском, древнегреческом, древнееврейском языках и латыни. Без сомнения, он был образованнейшим человеком своего времени. Его друзьями были: писатель А.Куприн, певец Ф.Шаляпин, художники И.Мясоедов и В.Серов. За свою жизнь Иван Владимирович Лебедев не выиграл ни одного значительного титула, но своими усилиями поднял интерес к физической культуре и спорту в России на небывалую высоту. Тысячи молодых людей, вдохновленные его мудрыми наставлениями и показательными выступлениями русских силачей, записывались в спортивные секции. И.Лебедев в своё время был одним из лучших конферансье страны, выступал как актёр разговорного жанра и мастер художественного чтения. Несколько страниц в автобиографическом романе «Разбитая жизнь» посвятил Дяде Ване известный советский писатель В.Катаев. Описывая свои впечатления от борцовских поединков, увиденных им в детстве в Одессе, он даёт яркую картину того, что представлял из себя Дядя Ваня в годы своей наивысшей популярности.

В Надеждинске этот человек работал с 1933 года. К тому времени, конечно, был он уже далеко не молод, пик его популярности понемногу проходил, но, несмотря на это, Дядя Ваня и здесь сумел стать любимцем публики, оставив о себе только хорошие воспоминания. Без всяких преувеличений можно сказать, что Шульц и Дядя Ваня – это два кита, на которых держался цирк в нашем городе.

Кроме них с Надеждинским цирком связана деятельность ещё одного знаменитого артиста. Правда известность к нему пришла позже, после отъезда из нашего города, но начинал свою карьеру он у нас. Речь идёт о Петре Ильиче Рублёве. В 1950-1960-е годы он с успехом выступал как в нашей стране, так и за рубежом со своим оригинальным номером. Заключался номер в том, что стоя на огромном железном шаре, Рублёв с помощью специального коромысла поднимал большое количество гирь, общим весом более 500 кг, и поворачивался с ним вокруг оси. А начинал Пётр Рублёв в Надеждинском цирке как борец. Был он сыном кузнеца из Гаринского района. С детства занимался физическим трудом. В свободное время участвовал в народных играх, требующих силы. Особенно успешно проявлял себя в состязаниях по поднятию тяжестей и борьбе. Однажды он узнал, что в цирке города Надеждинска проводится чемпионат борцов и решил посмотреть на этих сильных и ловких людей. Пётр пешком прошагал 150 вёрст из своей деревни до города, чтобы попасть на представление.

Вот как он описывает то, что было дальше: «Купил билет подешевле, уселся где-то в последних рядах и стал смотреть. Подивился, помню, на акробатов, на жонглёров, посмеялся над дрессированными медведями, совсем не такими, как в тайге, на которых охотился. А потом вышли на арену борцы. Глаз не мог оторвать от них. После представления разыскал администратора: «Хочу стать борцом!». Тот расспросил меня – кто я и откуда. И сказал одному из молодцов: «Испытай его!». Схватились. Стиснул было я противника, хотел положить на лопатки, а он возьми да вывернись и сам каким-то хитрым приёмом швырнул меня наземь. «Силёнка в тебе медвежья, а вот техники никакой, – высказал своё мнение администратор, – ладно, приходи. Будешь учиться». Так я на целых 11 лет угодил в цирковые борцы».

Если говорить об артистах других жанров в Надеждинском цирке, то здесь можно отметить номер «Человек-оркестр», которому была посвящена отдельная заметка в газете «Пролетарий». Автор этого номера – Александр Печерский, рабочий-жестянщик из города Сарапула. В 1929 году он изобрёл специальный аппарат, который позволял ему играть одновременно на нескольких музыкальных инструментах. Он представлял из себя систему резиновых трубок, через которые воздухом инструменты приводились в действие. Первое время оркестр Печерского состоял из двух инструментов: баяна и рояля. Затем он добавил к ним две мандолины, которые впоследствии заменил скрипками, а также английскую концертина-баритон. Газета сообщает, что Печерский продолжает работы по усовершенствованию аппарата. Число музыкальных инструментов хочет довести до 12-ти, чтобы один мог заменить симфонический оркестр или джаз. Выступать Печерский начал у себя в Сарапуле, затем работал в Свердловске, оттуда был послан гастролировать по заводам Урала. Программу его выступлений составляли симфонические, народные и революционные произведения(6).

Газета «Пролетарий» как о сенсации сообщает о гастролях в Надеждинском цирке Михаила Золло(7). Здесь он представлял свой аттракцион «Железная дорога», в котором участвовало 300 зверей и птиц. На арене цирка размещалась модель железной дороги, пассажирский поезд с паровозом, вокзал, семафор. Во время представления происходило прибытие и отправление поезда. Все роли железнодорожных рабочих, обслуживающего персонала, пассажиров, провожающих и встречающих исполняли животные. Кроме этого аттракциона Михаил Золло исполнял главную роль в клоунской пантомиме «За монастырской оградой». Об этом номере ничего не известно, судя по названию, можно предположить, что носил он скорее всего антирелигиозный характер в духе того времени.

На страницах городской газеты время от времени появлялись публикации о новых представлениях, которые планировались в цирке:

«Из новых спортивных номеров первого цикла лучшими надо считать «5 Никитас» и «3 Вилларс». Оба номера основаны на доведении тела до рекордов гибкости. Обыкновенно жанр «каучука» производит на арене тягостное впечатление. В номерах Никитас и Вилларс вся работа идёт так легко, что смотрится с удовольствием, а это большое достижение в этом жанре. Определённо рекордными являются прожим на одной руке и всевозможные прогибы. Оформление «лягушачьей идиллии» и велосипедно-каучукового аттракциона Вилларс (велосипедисты на проволоке) хороши»(8).

Из гимнастических и спортивных номеров в газетах упоминается группа эквилибристов Ступиных, которые представляли эквилибристику на переходной лестнице и акробатику. Особо отмечается 11-летняя Катя Ступина, верхний партнёр в лестнице. В газете пишется, что она выделяется среди всех «чудо-детей», выступавших ранее на арене нашего цирка. Из подобных номеров упоминаются также братья Аристарховы, приехавшие на Урал из Средней Азии. Хороши их классические стойки на руках и чёткий, быстрый ритм выступления. Это настоящие артисты, а не «люди трюков», пишет газета «Пролетарий». Кроме того, младший из братьев Аристарховых успешно выступал как ковёрный комик в типаже Чарли Чаплина, а также был отличным прыгуном-каскадёром. Нравился зрителям воздушный полёт группы Юсемс со сложными пируэтами и сальто, который проходил без малейших срывов и погрешностей. Труппы Никитас и Вилларс представляли так называемых «людей-лягушек». Их номера были основаны на доведении тела до рекордов гибкости. Но, в отличие от других представителей этого жанра, отмечено в рецензии, номер не производит тягостного впечатления. Вся работа артистов идёт так легко, что смотрится с удовольствием, а это большое достижение в этом жанре. Особенно запомнились зрителям прыжки на одной руке и всевозможные прогибы. Хороши также братья Земгани с эквилибром на 5-метровой плечевой лестнице и акробаты Кассини – полёт на зубах через весь цирк. Слегка критикуется в газете выступление группы Дельт на американском батуте (прыжки при помощи резинового трамплина). Отмечается, что сами прыжки хороши и разнообразны, но делают артисты всё со слишком преувеличенной серьёзностью. Высоко оценивается выступление кавказских джигитов Джунтини. Люди и кони «живут на арене», выступление проходит в хорошем темпе и держит внимание зрителя до конца номера. Вполне спортивен и строго выдержан номер братьев Ольтенс – перелёт с турника на турник в стойке на руках(9).

Из истории Надеждинского цирка (часть 2)


Примечания:

1 АОАСГО. Ф.Р-253. Оп.1. Д.41. Л.45
2 Невский. Открытие сезона // газета «Пролетарий» от 27 ноября 1935 года
3 Газета «Пролетарий» от 8 августа 1934 года
4 СИМ. Воспоминания В.П.Титова (рукопись)
5 Газета «Пролетарий» от 26 декабря 1935 года
6 Г.К. Человек-оркестр // газета «Пролетарий» от 11 декабря 1935 года
7 Газета «Пролетарий» от 9 февраля 1934 года
8 Невский. Новые номера в цирке // газета «Пролетарий» от 21 декабря 1935 года
9 Невский. О спортивных номерах // газета «Пролетарий» от6 декабря 1935 года
10 Журнал «Советский цирк», июнь 1967 года
11 Невский. Новая программ // газета «Пролетарий» от 6 февраля 1936 года
12 Невский. Новые спортивные номера // газета «Пролетарий» от 9 марта 1936 года
13 ГААОСО. Ф.Р-1. Оп.2. Д.2363. Л.9
14 Там же. Л.18
15 ГААОСО. Ф.Р-1. Оп.2. Д.6071. Л.8-9
16 Газета «Пролетарий» от 29 июля 1934 года
17 Газета «Пролетарий» от 27 октября 1934 года

Борисов Алексей Геннадьевич,

научный сотрудник исторического отдела

Верхотурского государственного

историко-архитектурного музея-заповедника