Богословский краевед

Как миколог Сорокин на качалке с дымокуркой к манси ездил

Новости и публикации
Сорокин Николай Васильевич (1846–1909) – учёный-миколог, исследовавший грибы и лишайники, член Казанского общества естествоиспытателей. 25-летний участник экспедиции 1872 года к манси был проездом в Богословске по пути к Денежкиному Камню.

Николай Васильевич Сорокин

Приближаясь к Богословску по дороге из Верхотурья, Сорокин заметил, что кедр и лиственница стали попадаться чаще, а кустарник северной малины (княженики) стал обыкновенным, в то время как на западе он встречался реже. Тишина леса здесь нарушалась только резким криком кедровки (птицы получившей своё название от того, что питается исключительно кедровыми орехами).

Сорокин указал на ужасный бич севера – комаров, которые целыми роями носились в воздухе. Количество их было так велико, что белая лошадь, на которой помещался рой этих насекомых, становилась серой, так густо они покрывали тело животного. Местные жители боролись с ними при помощи дымокурки, которую носили за спиной. В жестяной сосуд помещали сырые щепки, которые поджигали сухой травой, дым от них и разгонял паразитов.

2 июля 1872 года Сорокин прибыл в Богословский завод. Отсюда Уральский хребет представлял великолепную картину. Выше всех возвышался Конжаковский камень, потом цепью тянулись Кумба, Острогорская гора и другие, закутанные в тяжелые белые облака. В окрестностях завода лес был изрядно вырублен. На полях у Богословска свободно росла рожь, которой не было при посещении этой местности Бегером в 1825 году, следовательно, за 47 лет распространение ржи продвинулось дальше на северо-восток.

Одноколка, похожая на "качалку"

Молодые побеги борщевика сибирского - пикани.

4 июля путешественники выехали в Турьинские рудники, а оттуда на «качалке» (лёгкий двухколёсный экипаж похожий на одноколку) до Волчанки и далее до Петропавловского завода. В ходе экспедиции Сорокин собрал информацию о лекарственных растениях, которые манси употребляли в пищу. Основу рациона манси составляли исключительно рыба, мясо дичи и болтушка (разведенная в кипящей воде мука, иногда с сушеным мясом лося). Сорокин отметил, что иногда манси добавляли в пищу плоды шиповника или Марьин корень (корни пиона уклоняющегося). В сыром виде манси ели пикани – молодые побеги борщевика сибирского.

Источник: Сорокин Н. Путешествие к вогулам. Отчет, представленный отделу антропологии и этнографии при Казанском обществе естествоиспытателей. Казань, 1873