В 1844 году его Высочество был назначен главноуправляющим Институтом корпуса горных инженеров (с 1866 года – Горный институт). Император Николай I повелел своему зятю отправиться на Урал для осмотра горных заводов и ознакомления с их местностью. В поездке его Высочество сопровождали начальник штаба корпуса горных инженеров Константин Владимирович Чевкин, адъютант князь Пётр Романович Багратион, секретарь Евгений Адольфович Мюссар, доктор Фишер и фельдъегерь.
Поездка его Высочества по уральским заводам длилась два месяца. Всюду наряду с производством он интересовался сферой обслуживания, посещал церкви, конторы, чертёжные училища, хлебные и припасные магазины, лаборатории и кузницы.
17-го сентября 1845 года 27-летний Максимилиан Лейхтенбергский выехал из Екатеринбурга и приехал в Богословский завод 23-го сентября. В это время горный начальник Богословских заводов Матвей Иванович Протасов был болен, поэтому приём высоких гостей осуществлял его помощник Григорий Григорьевич Москвин. В безукоризненно чистое состояние были приведены дом горного начальника в Богословске, а также госпитали, школы, богадельни, тюрьмы и фабрики Богословского округа. На границе округа гостей встречал заводской лесничий, после рапорта сопровождавший их далее до завода. У шлагбаума завода его высочество встречал заводской полицмейстер с рапортом, на заводе – исполняющий обязанности начальника Москвин. Гости покинули завод 25-го сентября.
После возвращения в столицу его Высочество представил императору рапорт с подробным анализом достоинств и недостатков заводов и состояния лесов Уральского хребта.
В этой поездке Максимилиан сильно простудился, и в дальнейшем это оказало негативное влияние на его здоровье. В 1847 году врачи обнаружили у него туберкулёз лёгких. Николай I помог оплатить лечение зятя на курорте острова Мадейра. Там же отдыхал художник Карл Брюллов, который написал портрет больного Максимилиана. В выразительных глазах герцога живописец отразил затаённую грусть и тревожное предчувствие. 1ноября 1852 года Максимилиан Лейхтенбергский скончался в возрасте 35 лет. Его предсмертное завещание содержало последнюю просьбу: отвезти сердце на родину – в Мюнхен. Там оно и хранится до настоящего времени.
Источники: 1. Бессонов М. С. Чучело для Императорского Высочества // Уральский следопыт. 2013. № 12. С. 34–38
2. Кириченко Е. И. Президент Императорской академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2017. № 4 (7). С. 34–43
3. Холодюк А. Мюнхен хранит сердце обрусевшего герцогаhttps://ruskline.ru/analitika/2021/01/05/myunhen_hranit_serdce_obrusevshego_gercoga